Все проявления, нарушающие ваши права — это насилие

0зч10зч2зч0зч   В настоящее время во всем мире остро стоит вопрос о  жестоком обращении  родителей и иных взрослых с детьми, их вербальная агрессия, сексуальное, эмоциональное или физическое насилие над несовершеннолетними.

   Защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный характер.

   Иногда дети оплачивают собственными страданиями и даже жизнями родительскую потребность в самоутверждении, стремление взрослых устроить личную жизнь, становятся заложниками пьяных отцов и постоянно раздраженных матерей.

   Зачастую распространению насилия над детьми  способствуют два обстоятельства. Во-первых, родители, прибегающие к методам так называемой “репрессивной педагогики”, не всегда знают о пагубных последствиях жестокого отношения к детям. Во-вторых, своевременному установлению факта насилия препятствуют стремление взрослых "не выносить сор из избы".

   Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятию "жестокое обращение" и оговаривает необходимость принятия следующих мер:

 -обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка;

 -защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;

 -организацию борьбы с болезнями и недоеданием;

 -признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;

 -защиту ребенка от сексуального посягательства и других форм жестокого обращения;

 -оказание помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

   Права определяются Конвенцией ООН о правах ребенка (по Конвенции ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет). Согласно этому международному документу, ребенок имеет право: на жизнь; уровень жизни, необходимый для полноценного развития; свободное выражение своих взглядов и мнения; свободу мысли, совести и религии; всестороннее участие в культурной жизни; защиту от экономической эксплуатации; образование; доступ к надлежащей информации; обращение в органы правосудия; защиту от сексуальной эксплуатации, злоупотреблений и небрежного обращения.

   За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права.

   Жертвой жестокого обращения в детской среде может стать любой ребенок. Однако наиболее уязвимы дети, отличающиеся от ровесников внешними особенностями, как физическими, так и психическими. В «группу риска» попадают дети с физическими недостатками, другой национальности, необычным поведением и т.д. Жестокое обращение деформирует психику ребенка и может быть причиной патологических нарушений. У детей, пострадавших из-за жестокого обращения, могут возникнуть социально-опасные формы поведения: насильственного, суицидального и зависимого характера

Виды насилия:

Физическое насилие - жестокость и другие целенаправленные антигуманные действия, причиняющие боль ребенку и препятствующие его развитию (причинение физической боли: побои, укусы, прижигания, преднамеренное удушение или утопление ребенка, а также ситуации, когда ребенку дают яды и неадекватные лекарства).

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

             К нему относится также вовлечение ребенка в  употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

            Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.0зч10зч2зч0зч

            Чаще всего это происходит в семьях, где:

     - убеждены, что физическое наказание является методом воспитания детей;

     - родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

     - родители (или один из них) имеют психические заболевания;

     - нарушен   эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

     - родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

     - родители   предъявляют   чрезмерные   требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития;

     - дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических    или   психических   заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.

Распознание факта физического насилия над ребенком

Характер повреждений:

- синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

- ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

- повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

- выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

- участки облысения, кровоподтеки на голове;

- повреждения внутренних органов;

- "синдром сотрясения" у грудных детей.

На не случайный характер травм указывает:

- множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

- наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);

- появление травм после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения:

     Возраст   до   3  лет:  боязнь  родителей  или  взрослых;  редкие проявления  радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо   развитые   навыки   общения;   крайности   в  поведении  -  от агрессивности до полной безучастности.

     Возраст  от  3  до  7  лет:  заискивающее  поведение,  чрезмерная уступчивость;  пассивная  реакция  на боль; негативизм, агрессивность; жестокость  по  отношению  к животным; лживость, воровство; отставание в речевом  развитии.

     Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм;  боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться; агрессивность.

     Подростковый  возраст:  побеги  из  дома;  употребление алкоголя, наркотиков;  попытки  самоубийства;  криминальное или антиобщественное поведение.

     Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются:

- противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

- обвинение в травмах самого ребенка;

- позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

- отсутствие эмоциональной поддержки  и  ласки  в  обращении  с ребенком;

- неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу

- большее внимание  собственным  проблемам,  нежели  имеющимся у ребенка повреждениям.

Сексуальное насилие - использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для вовлечения ребенка в сексуальную деятельность. Использование детей для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Вовлечение детей в занятие проституцией.

0зч10зч2зч0зчСексуальное насилие или развращение есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.

            К данному виду насилия относятся:

    - половой  акт  с  ребенком;

    - мануальный,  оральный,  генитальный  или  любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка;

    - введение предметов в половые органы ребенка;

    - сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;

    - демонстрация эротических  или  порнографических  материалов  с целью сексуальной стимуляции ребенка;

     - совершение полового акта в присутствии ребенка;

    -  демонстрация обнаженных гениталий,  груди  или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);

    - подглядывание за  ребенком  во  время  совершения  им интимных процедур (вуайеризм), а также принуждение ребенка к раздеванию.

            Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

 - не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;

 - может не  осознавать  значение  сексуальных  действий  в  силу функциональной незрелости;

 - не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.

            Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

- патриархально-авторитарный уклад;

- плохие   взаимоотношения   ребенка с родителями, особенно с матерью;

- конфликтные отношения между родителями;

- мать ребенка чрезмерно занята на работе;

- ребенок долгое время жил без родного отца;

- вместо родного отца - отчим или сожитель матери;

- мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

- родители (или один из них) имеют психические заболевания;

- мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

Распознание сексуального насилия над ребенком

Особенности психического состояния и поведения ребенка

     Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста);т несвойственные возрасту  знания  о  сексуальном  поведении,  а  также сексуальные  игры  с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация.

     Дети    младшего   возраста: резкое ухудшение успеваемости; невозможность   сосредоточиться;  несвойственные  возрасту  знания  в половых  вопросах,  сексуально окрашенное поведение; гнев, агрессивное поведение;  ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение; мастурбация.

     Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение;   затруднения  с  половой  идентификацией; сексуализированное  поведение;  угрозы  или  попытки  самоубийства; употребление  алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.

     Как показывает практика, в 80% случаев сексуальное насилие над ребенком совершается его родственником или знакомым.

     Данная форма насилия из всех его видов заслуживает  в  дополнение  к вышесказанному   более   глубокого   рассмотрения,  для   принятия   в повседневной  практике  мер  профилактики, выработки настороженности и тактики   соответствующего   поведения   у   родителей,   а  также самих  детей.

Действия  родителей  по  предотвращению  сексуального  насилия по отношению к ребенку.

            Сексуальное насилие является преступлением и встречается во всех слоях общества,  причем  значительно  чаще,  чем  принято  считать.

            Вовлечение ребенка в  сексуальные  действия, как правило, происходит постепенно,  а  не  является однократным случайным эпизодом. Оно может тянуться годами. Причем насильник всегда значительно старше, сильнее, и жертва находится в зависимости от него.

          Обеспечение безопасности ребенка во многом связано с предостережением  его от необдуманных контактов с посторонними людьми, но   этого  все-таки  может  оказаться  недостаточно,  чтобы  избежать сексуального  насилия:  в 85% случаев сексуальное насилие совершает не посторонний,  а  человек,  которого  ребенок  знает,  зависит от него, доверяет  ему  или  даже  любит.

            Многие жертвы  не рассказывают о перенесенном насилии, пока не станут взрослыми,  а  некоторые  из  них  не  рассказывают никогда.

Рассказать кому-либо о сексуальном насилии трудно для жертвы по многим причинам:

- угрозы со стороны насильника;

- насильник хорошо  знаком  ребенку  или  его  родственникам,  и ребенок может жалеть его;

- жертва может считать себя виновной  в насилии;

- ребенок любит насильника или нуждается в нем;

- пострадавший   может  быть  заинтересован  в  особом  внимании, которое ему уделяет насильник;

- ребенок не понимает, что то, что с ним делают - плохо;

- несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят.

  Дети должны знать о сексуальном насилии. Все  дети  по  характеру  доверчивы  и  открыты.  Их  учат  быть послушными  и  не  задавать  вопросы старшим. Дети зависят от взрослых физически  и  эмоционально,  поэтому  им  приятно  внимание  любого взрослого.  Эти  обстоятельства  делают  их  легкой  добычей  взрослых насильников,  которым  зачастую  не  приходится  прибегать  к  прямому насилию,  чтобы  добиться  своей  цели:  подарков,  хитрости,  угроз, авторитета и зависимости ребенка оказывается достаточным.

   Эмоциональное (психическое) насилие - ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе. К нему предъявляют чрезмерные требования, не соответствующие его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить. Ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка.0зч10зч2зч0зч

   Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое  психическое  воздействие на ребенка или его отвержение со стороны  родителей  и  других  взрослых,  вследствие  чего  у  ребенка нарушаются  эмоциональное  развитие,  поведение   и  способность  к социализации.

            Все формы  насилия  в  той  или  иной  степени  сопряжены  с эмоциональным насилием.

            К этой форме жестокого обращения с детьми относятся:

     - угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической  силы;  оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;

     - лишение ребенка необходимой стимуляции,  игнорирование  его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к  ребенку  чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

     - однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

     - преднамеренная  изоляция  ребенка,  лишение  его  социальных контактов;

     - вовлечение ребенка  или  поощрение  к  антисоциальному  или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.)

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному(психологическому) насилию:

     - задержка психического развития;

     - невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

     - низкая самооценка;

     - эмоциональные нарушения  в  виде  агрессии,  гнева  (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

     - избыточная потребность во внимании;

     - депрессия, попытки суицида;

     - неумение общаться  со  сверстниками  (заискивающее  поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

     - ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное) поведение;

     - нервно-психические  и  психосоматические  заболевания: неврозы, энурез,  тики,  расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

Возрастная специфика:

     Для детей  раннего  возраста  более характерны расстройства сна, аппетита,  беспокойство  или  апатичность,  неумение  играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.

     Для младших  школьников  -  проблемы  с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

     У детей в препубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное и/или  делинквентное (криминальное) поведение, хроническая неуспеваемость.

     В   пубертатном   периоде -  депрессия, растет агрессивность, саморазрушающее  поведение,  низкая  самооценка,  психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию:

     - дети от  нежеланной  беременности,  похожие  на  нелюбимых родственников жены или мужа;

     - дети раннего возраста;

     - дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

     - дети  из  семей  с  деспотичным,  авторитарным,  контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

     - дети  из  семей,  где  внутрисемейное  насилие  является стилем жизни;

     - дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

     - дети, в семье которых много социально-экономических  и психологических проблем.

            Особенности поведения  взрослых,  совершающих  эмоциональное насилие:

     - не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

     - публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

     - сравнивают с другими  детьми  не  в  его  пользу,  постоянно сверхкритично относятся к нему;

     - обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

    Пренебрежительное отношение - не удовлетворяются жизненные потребности ребенка в жилье, пище, одежде, лечении. А также оставление детей без присмотра.

   Пренебрежение  основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это  отсутствие  со  стороны  родителей  или  лиц,  их  заменяющих, элементарной  заботы  о  нем,  а  также  недобросовестное  выполнение обязанностей  по  воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

            Причинами  неудовлетворения  основных  потребностей ребенка могут служить:

     - отсутствие  соответствующего  возрасту  и  потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

     - отсутствие заботы и присмотра за ребенком;

     - отсутствие внимания и любви к ребенку и др.

   Чаще  всего  пренебрегают  основными  нуждами  детей родители или лица,  их  заменяющие:  алкоголики,  наркоманы;  лица  с  психическими расстройствами;  юные  родители,  не  имеющие  опыта  и  навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические  заболевания,  инвалидность,  умственную  отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.

   Последствия моральной жестокости у детей

     Внешние проявления:

     - утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

     - у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

     - одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

     - нечистоплотность, несвежий запах.

     Физические признаки:

     - отставание в весе и росте от сверстников;

     - педикулез, чесотка;

     - частые  "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;

     - запущенный кариес;

     - отсутствие надлежащих прививок;

     - задержка речевого и психического развития.

     Особенности поведения:

     - постоянный  голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;

     - неумение играть;

     - постоянный поиск внимания/участия;

     - частые пропуски школьных занятий;

     - крайности  поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет  себя  в  "псевдовзрослой"  манере;  агрессивен  или  замкнут, апатичен;  гиперактивен  или  подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

     - склонность к поджогам, жестокость к животным;

     - мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.