Познавательно-игровое мероприятие «Познаем Беларусь вместе»

Цель: способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма, духовности и чувства сопричастности  к жизни страны.

Программные задачи: систематизировать представления детей о Беларуси. Расширять активный словарь детей по теме. Формировать интерес к происходящему в жизни Родины, чувство уважения к ее народу, гордость за успехи родной страны. Закрепить представление об элементах белорусского узора. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Родине.

Предварительная работа: разучивание стихов белорусских поэтов о Беларуси, ее природе, белорусских народных игр, рассматривание иллюстраций книг, атласа Республики Беларусь, картин, открыток, герба и флага страны, прослушивание музыкальных произведений белорусских композиторов, песен патриотического характера.

Оборудование: мяч, карта Беларуси, микрофон, иллюстрации пор теме, силуэты полотенца, силуэты салфеток, изобразительные материалы (карандаши, восковые мелки, фломастеры).

Ход проведения:

Игра-приветствие «Здравствуй, Родина моя!»

Задача: создать эмоционально комфортную атмосферу, формировать позитивный настрой, воспитывать любовь с родной стороне.

Дети стоят в кругу.

Утром солнышко встаёт.

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я –

Здравствуй улица моя! (дети идут по кругу)

Я пою, и в вышине,

Подпевают птицы мне. (легкий бег по кругу, руки в стороны)

Травы шепчут мне в пути, (дети присели)

Ты скорей, дружок, расти. (постепенно поднимаются)

Подпеваю травам я, (наклоны в стороны, руки на поясе)

Подпеваю ветрам я, (машут руками над головой)

Подпеваю солнцу я –

Здравствуй, Родина моя! (руки вверху, чуть в стороны)

Звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина».

Воспитатель: Ребята, вы прослушали отрывок из песни «С чего начинается Родина». Кто скажет, о чём эта песня? (о родном месте, о нашей Родине). Правильно, эта песня о родном уголке, о родной стороне, о Родине.

Беседа о Республике Беларусь.

Задача: формировать представления о родной стране – Республике Беларусь, о родном городе.

Воспитатель задает детям вопросы:

В какой республике мы живем?

Как называют людей, которые живут в Беларуси?

Какой город является столицей Беларуси?

В каком городе Беларуси мы живем?

Игра   «Я отправляюсь в путешествие»

Задача: закрепить представления о городах Беларуси, упражнять в построении предложений.

Воспитатель предлагает детям вспомнить города Республики Беларусь. Воспитатель бросает детям мяч, задавая вопрос «В какой город ты отправляешься в путешествие?»

Дети отвечают:

Я отправляюсь в путешествие в город… (Минск)

Я отправляюсь в путешествие в город… (Полоцк)

Я отправляюсь в путешествие в город… (Витебск) и т. д.

Белоруская народная игра «Спрытны верабей»

Игра «Собери карту Беларуси»

Задача: закрепить представление об административном строении Беларуси.

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды

и собрать карту.

Игра «Укрась слово»

Задача: упражнять в подборе прилагательных к существительному, в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе.

Воспитатель предлагает детям по командам подобрать прилагательные. Выигрывает та команда, которая подберет больше

слов.

Беларусь какая? (Красивая, зеленая, большая, добрая, могучая, сильная, процветающая, многолюдная, родная, любимая, синеокая, щедрая, независимая и т. д.)

Белорусы какие? (Трудолюбивые, заботливые, доброжелательные, терпеливые, умелые и т. д.)

Город Новополоцк какой? (Красивый, многолюдный, шумный, зеленый, чистый и т. д.)

Игра «Я Беларусь, ты — моя частичка»

Задача: закрепить представление о природе Беларуси.

Воспитатель начинает, а ребята продолжают.

Воспитатель: Я — Беларусь, ты — моя частичка. Кто ты?

Дети: Я — город, я — деревня, я лес, я река, я — памятники и т. д.)

Игра с мячом «Один — много»

Задача: упражнять в изменении слов по числам.

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит слово, дети должны поставить его во множественном числе.

В Беларуси не один город, а много. (городов, не одно село, а много. (сел, не одно поле, а много. (полей, не один лес! а много. (лесов, не одна река, а много. (рек, не один луг, а много. (лугов, не одно озеро, а много. (озер) и т. д.

Физкультминутка.

Белорусская народная игра «Фарбы»

Задача: обеспечить смену вида деятельности и оптимальный двигательный режим; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Здравствуй, солнце золотое! (дети поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (Разводят руки в стороны)

Здравствуй, вольный ветерок! (Качают руками из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький дубок! (приседают)

Мы живем в одном краю - (хлопают в ладоши)

Всех я вас приветствую. (Руки на поясе, повороты влево и вправо)

Леса, реки и поля — это Родина моя. (Разводят руки в стороны)

Игра «Я знаю»

Задача: закрепить представления детей о природе Беларуси.

Воспитатель предлагает детям стать в круг. Он задает детям вопросы. Дети отвечают, передавая микрофон другу по кругу.

Я знаю животных, которые обитают в лесах Беларуси, это (медведь, заяц, лиса, волк, белка, еж и т. д.)

Я знаю птиц, которые живут в Беларуси : это —. (аист, воробей, синица, ворона, скворец и т. д.)

Я знаю, деревья, которые растут в лесах Беларуси : это береза, дуб, сосна, ель, клен и т. д.)

Игра с мячом «Переводчики»

Задача: упражнять детей в употреблении слов на белорусском языке, закрепить произношение звуков белорусского языка.

Воспитатель спрашивает у детей, на каких языках говорят жители Беларуси? (Русском и белорусском). Сейчас вы будете переводчиками. Я буду говорить слова на русском языке, а вы — переводить их на белорусский язык,

а потом — наоборот. Воспитатель бросает каждому ребенку мяч, называя слово.

Графическое упражнение «Мастерская»

Цель: развивать мелкую моторику рук, закрепить представление о белорусском узоре.

Воспитатель говорит, что издавна Беларусь славилась своими мастерами и изделиями, сделанными из льна, соломы, дерева, глины. Вместе с детьми он рассматривает белорусский ручник, салфетки, соломенные куклы, глиняную посуду и т. д. Воспитатель предлагает детям отправиться в «мастерскую» самим украсить белорусским орнаментом полотенца, салфетки (дети рисуют знакомые узоры).